Экологический сбор и РОП в 2026 году
Почему отчетность становится критически важной

Система расширенной ответственности производителей (РОП) в России кардинально изменилась. Если раньше многие компании относились к экологической отчетности как к формальности, то в 2026 году такой подход стал экономически опасным. Государство перевело РОП в категорию жестко контролируемых механизмов с реальными финансовыми последствиями для бизнеса.

Обязанность возникает у юридических лиц и ИП, которые производят на территории РФ или ввозят товары и упаковку, включенные в специальный перечень.
Расширенная ответственность производителя — это механизм, по которому производители и импортеры обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования своих товаров и упаковки.
Государство последовательно повышает нормативы утилизации. Ключевой ориентир для 2026 года — норматив утилизации для упаковки повышен до 75%, а в 2027 году он должен достигнуть 100%. Это означает, что по многим группам товаров платить сбор станет экономически невыгодно — дешевле будет организовать реальную переработку отходов.
Какие отчеты необходимо сдавать?
В рамках РОП необходимо подготовить и направить в Росприроднадзор несколько форм
Подача отчетности осуществляется только в электронном виде
Отчетность о массе товаров и упаковки
В ней отражается информация обо всех произведенных или ввезенных товарах и упаковке, включая брак
Отчет о выполнении самостоятельной утилизации
Только при фактическом выполнении утилизации, даже частичной. При отсутствии утилизации эту форму подавать не нужно
Расчет суммы экологического сбора
Подается в случае невыполнения норматива утилизации
Новые штрафы с 3 марта 2026 года
Самые значимые изменения вступили в силу на основании Федерального закона от 20.02.2026 № 31-ФЗ
За непредставление или несвоевременное представление отчетности о массе товаров и упаковки, предоставление неполной или недостоверной отчетности, нарушение порядка предоставления отчетности о самостоятельной утилизации, предусмотрена ответственность по статьям 8.5.1 и 8.41.1 КоАП РФ.
Размеры штрафов составляют от 500 000 рублей для Юридических лиц, от 250 000 рублей для Индивидуальных предпринимателей.
Важно! С 19 августа 2024 года для возбуждения административных дел по статьям 8.5.1 и 8.41.1 КоАП РФ не требуется проведения контрольного мероприятия.
Подготовим отчетность для производителей и импортеров товаров и упаковки, подлежащих утилизации.
Ответим на предостережение Росприроднадзора.
Made on
Tilda